Власти готовят нефтяникам льготы для наращивания производства. Как эта мера повлияет на российский топливный рынок?
Власти планируют предоставить нефтяникам новые налоговые льготы на сумму свыше 200 млрд рублей, чтобы стимулировать увеличение объемов нефтепереработки. Как стало известно «Известиям», Минфин разработал законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, речь идет о снижении налоговых выплат в 2031–2032 годах для компаний, инвестировавших более 50 млрд рублей в нефтеперерабатывающие объекты с 2020 по 2026 год. Кроме того, для получения государственной поддержки компании должны будут отпускать бензин АИ-92 и дизель по цене, не превышающей среднеоптовую на 10% и 20% соответственно.
Существующие льготы для нефтяников
По поручению премьер-министра Михаила Мишустина, Минфин подготовил законопроект с поправками в статью 200 части 2 Налогового кодекса, который предусматривает снижение налоговой нагрузки (инвестиционная надбавка к обратному акцизу на нефть) на период с 2031 по 2032 год. Об этом говорится в письме статс-секретаря и замглавы Минфина Алексея Сазанова, направленном в Минэнерго, Минэкономразвития и ФНС 4 сентября.
Компании, которые с 2020 по 2026 год вложат в нефтеперерабатывающие объекты более 50 млрд рублей, смогут воспользоваться этими льготами. Данная мера продлевает уже существующие льготы, которые действуют до 1 января 2031 года, еще на два года. Для получения поддержки компании также должны будут отпускать бензин АИ-92 и дизельное топливо по ценам, превышающим среднеоптовые не более чем на 10% и 20% соответственно.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, объем налоговых послаблений может составить 210 млрд рублей. Эти поправки направлены на стабилизацию условий работы нефтеперерабатывающей отрасли и поставок моторного топлива на внутренний рынок.
Как ранее сообщалось в Минэнерго, поддержку в виде инвестиционной надбавки получат предприятия, заключившие соглашения с министерством о вводе новых установок для углубления нефтепереработки.
Справка «Известий»
В 2020 году в России был введен механизм инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефтяное сырье — «Кинв», который предоставляется нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), заключившим соглашения с Минэнерго о модернизации и строительстве новых мощностей для производства топлива. В рамках этого механизма было подписано 21 соглашение на ввод 50 установок с общим объемом инвестиций более 1 трлн рублей. По данным Минфина, в 2022 и 2023 годах бюджетные выплаты по этому механизму составили свыше 106 млрд и 150 млрд рублей соответственно. Однако срок заключения новых соглашений был ограничен 1 октября 2021 года, что делает этот инструмент недоступным для новых проектов.
«Известия» направили запросы в Минфин, Минэнерго, Минэкономразвития, ФНС и нефтяные компании.
— Один из ключевых приоритетов государственной энергетической политики — сдерживание роста цен на энергоносители на внутреннем рынке, включая моторные топлива. Эффективным решением для этого является увеличение предложения топлива за счет наращивания объемов производства нефтепродуктов, что требует реализации новых инвестиционных проектов. В условиях санкций, изменения макроэкономической ситуации и ограниченного доступа к мировым рынкам важно сохранить стимулы для дальнейших инвестиций в глубокую переработку нефти, — отметил заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич в интервью «Известиям».
На сегодняшний день розничные цены на топливо контролируются государством и удерживаются на уровне, не превышающем инфляцию, заявил доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.
— Для того чтобы нефтяным компаниям было выгодно перерабатывать нефть, необходима система государственного стимулирования, — добавил он.
Как ранее сообщали «Известия», власти стремятся не допустить, чтобы цены на бензин росли быстрее инфляции. Этот процесс осуществляется через давление регулирующих органов, в частности ФАС, на нефтяные компании.
Нефтепереработка в России
Недостаток стимулов для глубокой переработки нефти в России может привести к кризисам и дефициту топлива, считает заместитель председателя Наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
— Эта сумма не является значительной для нефтяной отрасли, она призвана скорее стимулировать развитие определенных технологий. Нефтяные компании пользуются различными льготами, включая снижение налоговых выплат на определенных месторождениях, а также мерами поддержки для модернизации предприятий. Однако основная часть бюджетных средств поступает через демпфер, — подчеркнул Гусев.
Справка «Известий»
Механизм демпфера для нефтяных компаний был введен правительством в начале 2019 года в ответ на резкий рост цен на топливо весной 2018 года. Он основан на разнице между нетбэком (мировая цена минус транспортные расходы и экспортные пошлины) и условной ценой на бензин, устанавливаемой правительством ежегодно, умноженной на специальный коэффициент. Если мировые цены на топливо превышают условные, государство фактически компенсирует нефтеперерабатывающим заводам убытки через налоговый вычет. По данным Минфина, в 2023 году по топливному демпферу было выплачено 1,6 трлн рублей, а в 2022 году — 2,2 трлн рублей.
Нефтепереработка — это высокотехнологичная отрасль, в которой Россия по-прежнему сильно зависит от иностранных технологий и оборудования, отметил Валерий Андрианов.
До введения санкций против России значительная часть оборудования для нефтепереработки поставлялась из-за рубежа, однако сейчас эти поставки либо осложнены, либо невозможны, как ранее сообщали «Известия».
— Необходимо проводить импортозамещение по всем направлениям — от крупногабаритного оборудования до химических присадок, — добавил эксперт.
По его словам, в этой области уже есть определенные успехи, но переход на российские технологии требует серьезных инвестиций в их разработку и внедрение. При этом рост затрат на новые технологии делает необходимыми экономические стимулы для модернизации, и предложенные Минфином меры могут оказаться полезными, считает генеральный директор АНО «Институт доказательной экономики» Григорий Баженов.
По мнению Юрия Станкевича, предложенные Минфином меры поддержки носят ограниченный характер и не решают задачу долгосрочной стабильности в нефтепереработке. Депутат считает, что необходимо возобновить соглашения между предприятиями и Минэнерго для получения инвестиционной надбавки («Кинв»).
Нефтеперерабатывающая отрасль России не требует прямых дотаций из бюджета, но нуждается в снижении налоговой нагрузки, чтобы поддерживать рентабельность, — как для производителей, так и для потребителей, которые сталкиваются с высокими ценами на топливо, отметила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Меры, предложенные Минфином, не обеспечат полного переоснащения отрасли, однако помогут решить ряд текущих проблем и стабилизировать работу НПЗ, считает Дмитрий Полохин, ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК.
Информация опубликована: 26.09.2024 г.
Подписаться на рассылку
Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»
Популярные разделы |
Популярные статьи |
|