Классификация ДТ в соответствии с техническим регламентом
В 2005 году в связи с принятыми государственными обязательствами по снижению экологической нагрузки от выхлопных газов, а также необходимость соответствовать требованиям европейских заказчиков при экспортных отгрузках вынудило разработать в России новый стандарт на дизельное топливо.
ГОСТ Р 52368-2005 дублирует все требования европейского стандарта EN 590:2004 (именно поэтому в обозначениях дизельного топлива, изготовленного по ГОСТ Р 52368-2005 обязательно присутствует слово «ЕВРО» и ссылка на «EN 590:2004»).
Осенью 2009 года в Европе вступила в действие новая версия BS EN 590:2009. Основным отличиемее от прошлого стандарта является исключение видов дизтоплива с содержанием серы 50 мг/кг. Таким образом, в стандарте Евросоюза остается только одна норма по содержанию серы – не более 10 мг/кг.
В российском ГОСТ Р 52368–2005 норма содержания серы до 350 мг/кг существовала до 31 декабря 2011 г., а 50 мг/кг просуществует до 31 декабря 2014 г. У дизельного топлива с содержанием серы 10 мг/кг срок выпуска в оборот не ограничен. Итак, с 2012 г. нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает дизельное топливо с содержанием серы 10 и 50 мг/кг.
Согласно ГОСТу Р 52368-2005 дизельное топливо классифицируется по двум параметрам:
1. Предельное содержание серы, отраженное в показателе «ВИД» топлива, а именно:
вид I - содержание серы не более 350 ррМ (мг/кг);
вид II - содержание серы не более 50 ррМ (мг/кг);
вид III с содержание серы менее 10 ррМ (мг/кг).
2. Температура применения (климатическая зона, в которой дизельное топливо может применяться). Для умеренной климатической зоны дизельное топливо разделяют по шести сортам: А,В,С,D,E,F.
Требования к топливу для умеренного климата
Наименование показателя |
Сорт |
|||||
A |
B |
C |
D |
E |
F |
|
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше |
+5 |
0 |
-5 |
-10 |
-15 |
-20 |
Для районов с холодным климатом дизельное топливо условно разделяют на пять классов: 0, 1, 2 , 3, 4.
Термин «температура фильтруемости» также впервые введен новым ГОСТ Р 52368-2005 и обозначает ту температуру, ниже которой дизельное топливо не проходит с необходимой скоростью (расходом) через стандартный эталонный фильтр.
Требования к топливу для холодного и арктического климата
Наименование показателя |
Класс |
||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше |
-20 |
-26 |
-32 |
-38 |
-44 |
Температура помутнения, °С, не выше |
-10 |
-16 |
-22 |
-28 |
-34 |
Плотность при 15 °С, кг/куб. м |
800-845 |
800-845 |
800-840 |
800-840 |
800-840 |
Кинематическая вязкость при 40 °С, кв. мм/с |
1,50-4,00 |
1,50-4,00 |
1,50-4,00 |
1,40-4,00 |
1,20-4,00 |
Цетановое число, не менее |
49,0 |
49,0 |
48,0 |
47,0 |
47,0 |
Цетановый индекс, не менее |
46,0 |
46,0 |
46,0 |
43,0 |
43,0 |
Фракционный состав: |
|
||||
До температуры 180 °С, % (по объему), не более |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
До температуры 340 °С, % (по объему), не более |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже |
+55 |
+55 |
+40 |
+30 |
+30
|
Важно запомнить: «СОРТ» или «КЛАСС» - это параметр температурной характеристики, а «ВИД» - это параметр содержания серы в дизельном топливе.
Приведем несколько примеров условного обозначения топлива его расшифровку.
Пример 1. «ДТ Евро сорт F, ВИД II». Из этого обозначения мы узнаем, что дизельное топливо предназначено для умеренной климатической зоны (сорт F) - зимний сорт, а содержание серы в этом топливе не более 50 ррМ (мг/кг).
Пример2. «ДТ Евро класс 2,вид I». Cлово «КЛАСС» означает, что это топливо предназначено для холодной и арктической климатической зоны. Класс «2» показывает что предельная температура фильтруемости составляет минус -32 °С. Вид I говорит о том, что содержание серы не более 350 ррМ (мг/кг).
Сезонное применение дизельных топлив в регионах Российской Федерации в соответствии с требованиями к предельной температуре фильтруемости
Центральный федеральный округ |
Применение дизельного топлива по предельной температуре фильтруемости |
|||||||||
летний период |
переходные весенний/осенний периоды |
зимний период |
||||||||
сорт A |
сорт B |
сорт C |
сорт D |
сорт E |
сорт F и класс 0 |
класс 1 |
класс 2 |
класс 3 |
класс 4 |
|
не выше +5 °С |
не выше 0 °С |
не выше -5°С |
не выше -10 °С |
не выше -15 °С |
не выше -20 °С |
не выше -26 °С |
не выше -32 °С |
не выше -38 °С |
не выше-44°С |
|
Белгородская обл. |
- |
С 15 апреля по 15 октября (6 мес)← |
- |
С 15 марта по 15 апреля (1 мес)/ с 15 октября по 15 ноября (1 мес) |
- |
С 15 ноября по 15 марта (4 мес)→ |
- |
- |
- |
- |
Брянская обл. |
- |
С 1 мая по 30 сентября (5 мес) |
- |
С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес) |
- |
- |
С 1 ноября по 31 марта (5 мес) |
- |
- |
- |
Воронежская обл. |
- |
С 1 мая по 30 сентября (5 мес) |
- |
С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес) |
- |
- |
С 1 ноября по 31 марта (5 мес) |
- |
- |
- |
Курская обл. |
- |
С 1 мая по 30 сентября (5 мес)← |
- |
С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес) |
- |
- |
С 1 ноября по 31 марта (5 мес) |
- |
- |
- |
Липецкая обл. |
- |
С 1 мая по 30 сентября (5 мес)→ |
- |
С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес) |
- |
- |
С 1 ноября по 31 марта (5 мес) |
- |
- |
- |
Орловская обл. |
- |
С 1 мая по 30 сентября (5 мес)→ |
- |
С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес) |
- |
- |
С 1 ноября по 31 марта (5 мес) |
- |
- |
- |
Знаки → и ← обозначают, что рекомендуется применять топливо другого сорта или класса в случаях устойчивых среднесуточных повышенных или пониженных температур в данном районе.
В соответствии с климатическими условиями допускается изменение числа суток весеннего и осеннего переходных периодов в сторону зимы или лета по согласованию местной администрации с региональными службами Гидрометцентра.
Требования к дизельному топливу по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) следующие:
Наименование показателя |
Значение |
1. Цетановое число, не менее |
51,0 |
2. Цетановый индекс, не менее |
46,0 |
3. Плотность при 15 °С, кг/куб.м |
820 - 845 |
4. Полициклические ароматические углеводороды, % (по массе), не более |
8,0 |
5. Содержание серы, мг/кг, не более, для топлива: |
|
вид I |
350,0 |
вид II |
50,0 |
вид III |
10,0 |
6. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, выше |
55 |
7. Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % (по массе), не более |
0,30 |
8. Зольность, % (по массе), не более |
0,01 |
9. Содержание воды, мг/кг, не более |
200 |
10. Общее загрязнение, мг/кг, не более |
24 |
11. Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С) 6), единицы по шкале |
Класс 1 |
12. Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/куб. м, не более |
25 |
13. Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более |
460 |
14. Кинематическая вязкость при 40 °С, кв. мм/с |
2,00 - 4,50 |
15. Фракционный состав: |
|
при температуре 250 °С, % (по объему), менее |
65 |
при температуре 350 °С, % (по объему), не менее |
85 |
95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше |
360 |
16. Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему), не более |
7,0 |
Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»
Популярные разделы
Популярные статьи
Подписаться на рассылку