Развитие АЗС в СССР
Первые АЗС в России
В 1911 году, спустя четыре года после установки первой заправочной колонки в Сиэтле автозаправочная станция появляется и в России. К 1914 году сеть АЗС разрослась до четырёхсот станций в крупных городах. К 1929 году появился единый стандарт оформления автозаправочных станций, включающий общие технические и дизайнерские стандарты. Позднее к топливозаправочным колонкам добавили механические дозаторы, вскоре усовершенствовав их до электрических. Работа АЗС в России развивается и совершенствуется, а количество заправочных станций непреклонно растёт, дав скачок во второй половине ХХ века – лишь после окончания Второй мировой войны. Именно в эти годы стартовало производство отечественного автопрома, который выпустил автомобили «Победа», «Москвич» и «Волга».
В 1950-х растёт число автовладельцев, а через десять лет нефтепром выпускает бензин с октановыми числами 66, 72, 76, А-72 и дизельное топливо. Для иностранных граждан были построены отдельные заправочные станции, на которых был доступен АИ-95, так как иномарки находились на новой ступени развития и требовали усовершенствованного бензина. В те времена топливо считалось дефицитным продуктом, а поэтому купить его за наличные было невозможно: его раздавали только по талонам. Талоны были двух типов: первым пользовались частные автомобилисты, вторым - государственный автомобильный парк. Если для первой группы ограничений на закупаемый объём топлива не существовало, то для второй был прописан ежемесячный лимит.
Строительство автозаправочных станций
Строительство автозаправочных станций для разных местностей имело свои особенности. Провинциальные АЗС устанавливали вдоль больших дорог, городские – вблизи автотранспортных и промышленных предприятий. Топливораздаточные колонки производились, в основном, в СССР, меньшая часть поступала из Чехословакии. Колонки были циферблатными, но немного позже появились и роликовые колонки.
Отправной точкой в развитии данного бизнеса можно считать выпуск заводом ВАЗ автомобиля «Жигули», который нужно было заправлять бензином А-92. В связи с этим потребление топлива стало резко расти, хотя система оплаты всё ещё была талонной. К 1980 году, году проведения Олимпиады, она начинает сдавать позиции: двадцать московских АЗС начинают принимать оплату наличными, со временем к ним присоединяются и остальные автозаправки. К 1990-му году талоны сохраняются только для государственного транспорта, но меняют название на «сервисные абонементы».
В тех же 1990-х появляются частные автозаправки: сначала примитивно-контейнерные, позднее усовершенствованные, построенные по проектным документациям, прошедшие технологические и экологические экспретизы. АЗС становится удобным и комфортным пространством для автомобилиста. Зелёные газоны, кафе, банкоматы, кофе, а иногда даже точки техосмотра.