В России вступил в силу временный запрет на импорт дешёвых нефтепродуктов
Запрет на импорт нефтепродуктов действует со дня вступления постановления в силу и до 1 октября 2020 года.
В целях обеспечения энергетической безопасности и стабилизации ситуации на внутреннем рынке в Российской Федерации вступил в силу запрет на ввоз импортного топлива на территорию страны.
Обозначенные меры 2 июня 2020 года введены постановлением правительства, подписанным в конце мая 2020 года, и будут действовать до 1 октября 2020 года. Запрет распространяется на дизельное топливо, бензины, судовое топливо, авиакеросин и газойли.
Из-под действия запрета исключён широкий спектр топлив, среди которых:
- топливо, перемещаемое физическими лицами для личного пользования;
- топливо, ввезённое в Россию ещё до вступления постановления в силу, если в его отношении не совершены действия, связанные с таможенным декларированием и выпуском;
- топливо, перемещаемое через Россию транзитом;
- топливо, используемое в целях эксплуатации пути следования.
Ограничение импорта введено в целях избежания ситуации, случившейся в середине мая 2020 года, когда Беларусь увеличила продажи бензина в Россию в сотни раз. В связи с падением цен на нефть белорусское топливо, поставляемое в РФ оптом, стало дешевле, чем произведённое внутри страны. В Беларуси в начале марта этого года были увеличены акцизы на импорт нефтепродуктов, чтобы мотивировать российские компании, владеющие АЗС, покупать топливо белорусских производителей.
Согласно данным ФТС, Россия импортирует небольшой объём автомобильного бензина: в 2019 году было ввезено около 1 тыс. тонн. Объём дизельного топлива в этом вопросе значительно больше: за 2019 год было ввезено 62 тыс. тонн, а в первом квартале 2020 года импорт был увеличен в 4 раза по сравнению с объёмом за прошлый период — до 40 тыс. тонн.
Ценообразование топлив в России не имеет прямой зависимости от стоимости нефти на мировом рынке, что обеспечивает защиту внутреннего рынка страны от внешней конъюктуры цен и их размера.
Две трети цены топлива относятся к налогам, акцизам и топливным акцизным сборам, поступающим в региональные дорожные фонды. Основным механизмом защиты топливного рынка от резких ценовых скачков является демпфер, в рамках которого нефтяные компании доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, а если происходит обратная ситуация, то компаниям доплачивают из государственного бюджета, чтобы избежать повышения цен.
Таким образом, решение о временном запрете импорта нефтепродуктов было принято во избежание дестабилизации внутреннего топливного рынка.
Информация опубликована 03.06.2020 г.