Почему рекорды бензина на бирже уже никак не влияют на его цену на АЗС
Цена бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 17 сентября обновила исторический максимум, достигнув 73 208 рублей за тонну. Это произошло после предыдущего рекорда, установленного накануне, который, в свою очередь, превысил максимальное значение от 21 августа.
Рекордные цены на бирже уже почти не влияют на розничную стоимость бензина. Их единственный эффект — это временное сокращение и без того маленькой, а иногда и нулевой, прибыли заправок. Статистика показывает, что рост цен на бензин значительно опережает общую инфляцию: с конца 2024 года АИ-92 подорожал на 8%, АИ-95 — на 7,7%, в то время как инфляция в стране составила всего 4,08%.
Повышают цены АЗС не от хорошей жизни и не пытаясь урвать сверхприбыль, а вынужденно. Любой рост потребительских цен выше инфляции привлекает внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), что никому из владельцев заправок совершенно не нужно. Главная проблема - это риск дефицита бензина из-за вынужденных и запланированных остановок нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на ремонт. Причем речь идет именно о риске, который создает негативный информационный фон на рынке.
В настоящее время отрасль ожидает два ключевых события: сезонного снижения спроса на бензин, который традиционно начинается после окончания сезона отпусков, в октябре, а также решения правительства о корректировке механизма топливного демпфера. Данный механизм предусматривает бюджетные компенсации нефтяным компаниям за разницу между экспортными и внутренними оптовыми ценами, что стимулирует поставки топлива на отечественный рынок.
Минфин согласен пересмотреть правила поддержки нефтяников (топливный демпфер), разрешив более значительные отклонения рыночных цен от установленного государством уровня. Это позволит компаниям получать бюджетные компенсации даже при более высоких внутренних ценах на топливо.
Несмотря на то что текущие цены уже превышают новые планируемые лимиты, у нефтяников есть возможность снизить их в среднем за октябрь, чтобы выполнить условия для выплат. Эта необходимость заставит их сдерживать рост цен, что вместе с сезонным падением спроса после отпусков окажет положительное влияние на рынок.
Другое дело, что системно повышение коридора для получения демпфера проблему не решит. Как ранее рассказал "РГ" зампред Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, пересмотр параметров демпферного механизма улучшит экономические показатели нефтепереработки, что положительно скажется на биржевых и оптовых ценах. Но демпфер в своем нынешнем виде не обеспечивает баланс между экономической эффективностью нефтепереработки и прогнозируемой динамикой розничных цен. При этом административное регулирование цен усугубляет ситуацию в условиях форс-мажора.
А по мнению зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, никакой страховки от повторения топливного кризиса в следующем году запланированные изменения в параметрах демпфера не дают. Кризис гарантированно повторится, ибо системных проблем рынка решить не удается. И даже таких задач пока не ставится, поясняет эксперт.
Информация опубликована: 24.09.2025 г.
Подписаться на рассылку
Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»

Популярные разделы |
Популярные статьи |
|