Когда электричество полностью заменит топливо на АЗС
АЗС не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. Изначально топливо продавалось даже не на автозаправочных станциях (их и вовсе не существовало), а в аптеках. Сегодня ведущие автозаправочные сети открывают всё больше и больше заправок нового поколения, работающих на электричестве, а не на топливе. Когда, согласно прогнозам, произойдёт полная замена привычных бензиновых АЗС на электрические?
Бензин: и топливо, и антисептик
В 19 веке, до распространения автомобилей, бензин считался антисептическим средством и продавался за аптечными прилавками. Берта Бенц — жена изобретателя авто, совершившая самую длинную поездку на машине, перед путешествием закупилась топливом именно в аптеке, а с распространением автомобильного транспорта всё большее количество людей следовало её примеру.
В начале 20 века появляются первые специализированные места для заправки топливных баков. В те годы они представляли собой обычные цистерны на подпорках, из которых к машине вели шланги для слива бензина. Подобные заправочные устройства в России не исчезли до сих пор: их периодически можно встретить на сельскохозяйственных или деревообрабатывающих предприятиях, иногда — на шоссе и трассах. Более того, в Юго-Восточной Азии бензин по сей день можно встретить в обычных лавках в полуторалитровых бутылках.
К середине 20 века АЗС приобретают более знакомый нам вид. Модернизируются насосы подачи топлива — теперь они не механические, а электрические — и пистолеты для слива. С годами установки претерпевают ещё ряд изменений, к началу 21 века некоторые АЗС отказываются от операторов ввиду бесконтактной оплаты топлива, а учёт ведётся не в толстой тетради, а в программах автоматизации.
С ростом числа автомобилей выросло и число автозаправок. Функционал станций постепенно расширялся, становясь более развлекательным и комфортным: кофейни, магазины, кафетерии, торговые комплексы и даже гостиницы. Появляется возможность обслуживать одновременно до 20 автомобилей.
Наставший кризис АЗС
В течение последних трёх лет классические коммерческие АЗС претерпевают кризис. Государство снижает рост розничных цен, но не ограничивает оптовые: в результате маржинальность бизнеса сокращается, рынок попадает в постепенную стагнацию. Рост экологической озабоченности производств влияет на развитие электрического транспорта, который не нуждается в горючем топливе. Увеличение числа электрокаров серьёзно повлияет на розничный ритейл.
К 2030 году почти все мировые бренды по их собственным заявлениям прекратят производство бензинового транспорта и двигателей внутреннего сгорания. Например, Volvo к 2025 году вполовину снизит производство таких автомобилей. Если в течение 10 лет половина автомобилей будет заменена на электрические, то весь топливный рынок с учётом роста уменьшится на 30%.
Следствие популяризации электрокаров — стремительное снижение спроса на классические АЗС. Зарядка авто значительно отличается от заправки бензином: электросети тянутся везде, смысла в размещении отдельно стоящих зарядных станций как такового нет. Точки зарядки можно размещать у жилых домов, бизнес-центров, торговых центров.
Все АЗС в электрозаправки не превратятся. Большая их часть, вероятнее всего, исчезнет в течение примерно 20 лет. Оставшиеся будут располагаться на трассах и шоссе в междугородье, где меньше электрические мощности. Дело в том, что проведение кабеля специально для размещения зарядной станции может оказаться нерентабельным делом: на быструю зарядку одного авто нужно 200 киловатт мощности, что сравнимо с подстанцией для снабжения девятиэтажного дома.
Подписаться на рассылку
Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»
Информация опубликована 31.03.2021 г.