Ошибка на сайте

Разместиться
на портале
Регистрация/Вход / РегистрацияВход info@neftregion.ru

Как добывают нефть в Арктике: технологии и риски

Арктика содержит огромные ресурсы. По оценкам USGS, за Полярным кругом может находиться около 90 миллиардов баррелей неразведанной технически извлекаемой нефти. Однако ее добыча сопряжена с экстремальными условиями:

  • Температуры ниже -50°C, полярная ночь и ледовый покров, который может достигать нескольких метров в толщину.
  • Дрейфующие айсберги и многолетние льды создают постоянную угрозу для инфраструктуры.
  • Отсутствие дорог, портов и другой необходимой инфраструктуры значительно удорожает любые проекты и усложняет логистику.

Чтобы работать в таких условиях, требуются уникальные инженерные решения.

  • Морские платформы: Ярким примером является российская платформа «Приразломная» — это первая в мире стационарная платформа, предназначенная для круглогодичной работы в покрытых льдом водах Арктики. Такие сооружения должны выдерживать колоссальные нагрузки ото льда.
  • Подводные добычные комплексы (ПДК): Для новых проектов, таких как Долгинское месторождение, рассматриваются схемы с подводными добычными модулями. Они размещаются на дне моря и позволяют минимизировать воздействие льда на поверхности. Анализ показывает, что наиболее сбалансированным является сценарий с несколькими модулями, что обеспечивает гибкость и снижает риски.
  • Логистика и ледоколы: Обеспечение работы месторождений и транспортировка нефти невозможны без мощного ледокольного флота. Северный морской путь (СМП) становится ключевой артерией для экспорта арктической нефти. В 2024 году более 84% грузов, перевезенных по СМП, составляли нефть и газ.

Риски арктической добычи носят системный и чрезвычайно серьезный характер.

  • Разливы нефти — главная угроза: Ученые единодушны — при текущих темпах освоения разлив нефти в Арктике почти неизбежен. При этом не существует проверенных и эффективных технологий для ликвидации разлива в ледовых условиях. Нефть, попавшая под лед, становится практически недоступной для существующих методов очистки. Специалисты отмечают, что в случае аварии помощь может прийти лишь через недели из-за удаленности и отсутствия инфраструктуры.
  • Экологический ущерб: Хрупкие экосистемы Арктики восстанавливаются десятилетиями. Шумовое загрязнение от судов и работ нарушает жизнь морских млекопитающих, а практика сжигания попутного газа (факелинг) является крупным источником сажи (black carbon), которая, оседая на льду, ускоряет его таяние.
  • Экономическая неопределенность: Проекты требуют колоссальных инвестиций и остаются рентабельными только при достаточно высоких ценах на нефть. Это приводит к циклам «оптимизма» и «пессимизма», как это произошло после 2014 года, когда многие компании свернули или заморозили свои арктические программы.

 

Будущее арктической нефти

На сегодняшний день масштабная добыча нефти на арктическом шельфе — это все еще дело будущего. Многие эксперты, в том числе и в России, сходятся во мнении, что широкомасштабная добыча не начнется раньше 2035 года. Причины — в совокупности технологических, экономических и экологических вызовов. Будущее арктической нефти будет зависеть не только от цен на энергоносители, но и от того, удастся ли создать действительно безопасные технологии и международные стандарты для работы в этом хрупком регионе.

Информация опубликована: 07.11.2025 г.

×

Хотите получать уведомления
об изменении цен на топливо?

Тогда подпишитесь на рассылку уведомлений, выберите интересующие регионы и получайте письма в момент изменения цен!

Подписаться Спасибо, но не сегодня
Для корректной работы портала и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с порталом, Вы разрешаете использование cookie - файлов. Вы всегда можете отключить их в настройках Вашего браузера. ОК! ПОНЯТНО!