Из чего формируется стоимость бензина?
Стоимость бензина формируется из нескольких компонентов. Ключевой статьей расходов, составляющей около 60% цены, являются налоги: НДПИ, НДС и акциз. Еще одним важным элементом ценообразования служит демпферный механизм. Его принцип заключается в следующем: если экспортная цена топлива превышает зафиксированный в Налоговом кодексе индикативный уровень, государство выплачивает нефтезаводам компенсацию. В обратной ситуации, когда индикативная цена оказывается выше экспортной, обязательства по выплатам возникают у нефтеперерабатывающих заводов перед государством.
Для получения демпфера оптовая цена на АИ-92 не должна превышать 110% индикативной. Законодательно выплаты составляют не 100% разницы, а 68% для бензина и 65% для дизельного топлива. Часть выплачиваемого демпфера для государства компенсируется ростом НДПИ на добычу нефти, который ложится на плечи сегмента добычи.
Еще одним фактором ценообразования является себестоимость добычи и переработки нефти, которая варьируется у разных производителей. Этим объясняется разница в ценах на бензин, например, у «Татнефти» и «Роснефти». На себестоимость влияют сложность разработки месторождения и качество сырья: чем больше примесей в нефти, тем дороже обходится ее очистка и переработка в готовую продукцию.
Кроме того, на цену влияют расходы на обслуживание сети АЗС, а также спрос и предложение.
Рынок делится на внутренний и внешний. Чем больше производители экспортируют, тем меньше остается для внутреннего потребления. Предложение сокращается — цена растет.
На розничную цену бензина также влияет ряд других факторов:
- Конкуренция и логистика: Стоимость топлива варьируется от региона к региону. В областях с развитой инфраструктурой (близость к НПЗ, большое количество АЗС) и высокой конкуренцией цены, как правило, ниже. И наоборот, в регионах со слаборазвитой сетью заправок и ограниченной конкуренцией цены выше.
- Сезонность: Ежегодные плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах приводят к сокращению предложения на рынке. Ситуация усугубляется, если ремонтные работы ведутся одновременно на нескольких предприятиях в одном регионе или затягиваются, что создает дополнительный дефицит.
- Технологические особенности: Вид топлива напрямую определяет его цену: бензин с высоким октановым числом (например, АИ-95) стоит дороже, чем с низким (АИ-92).
- Стоимость нефти: В условиях действующей в России налоговой системы прямая зависимость между ценой на нефть и стоимостью бензина практически отсутствует, что делает этот фактор наименее значимым.
На текущий момент ключевая причина роста стоимости бензина на бирже и рознице в августе — атаки на НПЗ.
Проблемы в работе предприятий привели к сокращению предложения бензина на внутреннем рынке, а дефицит топлива — к росту цен в РФ, которые теперь выше, чем на внешнем рынке.
В июле оптовая цена АИ-92 на основе экспортного нетбэка составила бы почти 64 тыс. руб. за тонну, а фактическая цена на внутреннем рынке была 65 тыс. руб.
Принятая правительством мера по запрету экспорта бензина до конца месяца должна стабилизировать внутренний рынок. Базовый прогноз БКС с учетом механизма демпфера предполагает среднюю розничную цену АИ-95 62 руб. за литр в 2025 году, что на 2% ниже текущей рыночной котировки в Центральном федеральном округе, на конец года мы ожидаем стоимость до 65 руб. за литр и последующий ежегодный рост цен на 2 руб.
Информация опубликована: 26.09.2025 г.
Популярные разделы |
Популярные статьи |
|