Вывоза нет: власти планируют продлить запрет на экспорт бензина до февраля.
Правительство планирует продлить действующий запрет на экспорт бензина до февраля 2026 года, сообщают «Известия». Такая мера направлена на стабилизацию топливного рынка в зимний период.
Вопрос был рассмотрен на заседании оперативного штаба по ситуации на рынке нефтепродуктов под руководством вице-премьера Александра Новака. Текущий мораторий на вывоз бензина, введённый летом и неоднократно продлевавшийся, истекает 31 декабря 2025 года.
Эксперты полагают, что продление запрета позволит обеспечить стабильность на внутреннем рынке. О возможных дополнительных мерах поддержки отрасли читайте в материале «Известий».
Какие меры для топливного рынка подготовили в правительстве
Власти могут продлить запрет на вывоз бензина до февраля 2026 года для стабилизации внутреннего рынка. Об этом сообщил источник «Известий», знакомый с результатами заседания штаба по мониторингу топливного рынка, которое 15 декабря провёл вице-премьер Александр Новак.
В октябре власти уже продлили до 31 декабря 2025 года полный запрет на экспорт бензина, а также дизельного топлива для непроизводителей (трейдеров). Эти ограничения были введены еще летом и с тех пор неоднократно продлевались.
— Мера, рассматриваемая в правительстве, в целом понятная и на коротком горизонте времени рабочая. Запрет на экспорт быстро возвращает часть объемов на внутренний рынок и снижает нервозность в опте, особенно в период ремонтов НПЗ и зимней логистики. Поэтому продление до конца февраля 2026 года выглядит как страховка от повторения летних ценовых всплесков и локальных перекосов, — сказал «Известиям» аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
В 2025 году биржевые цены на топливо неоднократно обновляли исторические максимумы. Так, 20 октября котировки бензина АИ-92 в 15-й раз с начала года установили рекорд, поднявшись до 74,3 тыс. рублей за 1 т, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Бензин АИ-95 достиг пиковых значений в конце августа — его стоимость превышала 82,2 тыс. рублей за 1 т. Еще один рекорд был зафиксирован 22 октября: цена зимнего дизельного топлива выросла до 77,8 тыс. рублей за 1 т. К середине декабря ситуация на бирже стабилизировалась — по состоянию на 15 декабря АИ-92 торговался на уровне 53,5 тыс. рублей за 1 т, АИ-95 — 63,4 тыс., а зимний дизель — 69,5 тыс. рублей.
«Оптовые цены на бензин активно снижались с ноября и близки к норме благодаря сезону, экспортному запрету, импорту и восстановлению НПЗ. Однако рынок всё ещё нестабилен, поэтому продление запрета — разумная мера для закрепления тренда и предотвращения дефицита», — отметил Сергей Кауфман из ФГ «Финам».
С какими сложностями сталкивается топливный рынок
Напомним, что в конце лета и начале осени ряд российских регионов столкнулся с нехваткой бензина. Проблема первоначально возникла на Дальнем Востоке, а затем распространилась на юг и центральную часть страны, что привело к временной приостановке работы некоторых независимых автозаправочных станций.
Как сообщали «Известия», участники рынка назвали ключевыми причинами дефицита сезонный рост спроса на топливо, связанный в том числе с туристической активностью, а также вынужденные ремонты на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
— Мера, принятая в правительстве, в первую очередь направлена на экстренное насыщение внутреннего рынка и действительно поможет временно сдержать цены и снизить риски дефицита. Однако запрет не гарантирует остановку роста цен в опте, которые формируются под давлением более мощных факторов — сокращения переработки, а также роста затрат на логистику и ремонты, — отметил член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев.
По его мнению, мера поможет стабилизировать поставки в наиболее уязвимые с логистической точки зрения регионы, но не гарантирует полного отсутствия локальных перебоев.
Дмитрий Тортев предлагает создание государственного топливного резерва как альтернативу экспортным ограничениям. По мнению эксперта, рынок нуждается в решениях, которые выходят за рамки простого запрета экспорта. Он считает, что одним из таких решений могло бы стать формирование интервенционного топливного фонда — государственного запаса бензина и дизельного топлива на ключевых транспортных узлах.
Эксперт ожидает, что к концу зимы и началу весны, когда хозяйственная активность возрастёт, давление на топливный рынок может усилиться. При этом розничные цены, вероятно, продолжат умеренный рост — в пределах или немного выше уровня инфляции. Этот тренд будет определяться как объективными факторами, связанными с издержками, так и мерами административного регулирования.
Как писали «Известия», власти стараются не допускать подорожания бензина в рознице выше темпов инфляции в годовом выражении либо сохранять эти показатели близкими. Механизм реализуется посредством давления регуляторов, в первую очередь ФАС, на нефтяные компании. Такая система заставляет розничные сети хеджировать риски убытков от неизбежно возникающих диспаритетов. Поэтому цены не снижаются даже тогда, когда для этого есть все предпосылки, поясняли в Независимом топливном союзе (НТС).
— Продление запрета на экспорт бензина в текущих условиях считаем вполне обоснованным. Хотя кризисную ситуацию осени 2025 года и удалось преодолеть, определенные риски и сложности всё еще сохраняются. Сейчас рынок вошел в сезон низкого спроса, ремонты на НПЗ как плановые, так и аварийные в большинстве своем завершены, и процесс нефтепереработки в данный момент идет в штатном режиме, что ведет к увеличению объема предложения на рынке и способствует нормализации уровня рентабельности розничных продаж топлива, — сказал президент НТС Павел Баженов.
Среди полезных для топливного рынка мер могли бы стать выстраивание предсказуемого графика ремонтов НПЗ и контроль минимальных запасов топлива в регионах, считает Владимир Чернов. Окончательная стабилизация топливного рынка будет зависеть не от срока действия экспортных ограничений, а от скорости реализации более глубоких структурных реформ, заключил Дмитрий Тортев.
Информация опубликована: 16.12.2025 г.
Подписаться на рассылку
Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»

Популярные разделы |
Популярные статьи |
|



