Ошибка на сайте

Разместиться
на портале
Регистрация/Вход / РегистрацияВход info@neftregion.ru

В какие машины не стоит заливать 98-й и 100-й бензин

Разбор мифов о топливах с высоким октановым числом, его преимуществах и недостатках при использовании в массовых моделях. Создано на основе данных, предоставленных «РБК».

Сети АЗС поддерживают моду на тоgkива с высоким октановым числом, привлекая автомобилистов повышением мощности, очисткой двигателей и улучшением экологичности. Большой процент людей, опробовавших АИ-98 или АИ-100 вместо стандартного АИ-95 утверждают, что ездить автомобиль действительно стал лучше, а расходы на дорогой бензин отбиваются значительным снижением расхода. Однако, по словам специалистов, всё не так однозначно.

Почему важно октановое число бензина?

С точки зрения обывателя, чем выше октановое число бензина, тем он качественнее и дороже. На данный момент средняя цена за литр АИ-92 составляет 42,6 рубля за литр, АИ-95 — 46,9 рублей за литр, а АИ-98 — уже 54,8 рубля. Многие заправки на месте АИ-98 расположили АИ-100, продаваемый ещё дороже, и кроме того реализуют так называемые улучшенные сорта 95-го и 98-го с наценкой в 1-2 рубля.

Октановое число топлива важно тем, что именно оно определяет стойкость к детонации — процессу быстрого сгорания смеси, при котором силовой агрегат испытывает повышенные нагрузки. Чем октановое число выше, тем медленнее горит смесь бензина и воздуха, что позволяет выводить двигатель на пиковые нагрузки без риска повреждений, сообщает технический специалист одного крупного европейского бренда.

«Можно провести аналогию с печкой. Представьте, что есть сухие дрова, которые загораются сразу, а есть влажные, которые делают это медленнее. Когда нам нужно закинуть в топку сразу много дров, лучше использовать влажные, чтобы печка не взорвалась», — объясняет эксперт.

По негласному убеждению, использование высокооктанового топлива поднимает динамические характеристики, повышает мощность двигателя и экономичность силового агрегата.

«Главными преимуществами такого бензина являются улучшение динамических показателей разгона примерно на 7% и экономичности силового агрегата на 6%», — поясняет директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр» Игорь Серебряков. Однако, по уточнению эксперта, этот факт касается только определённых двигателей, а в некоторых случаях может напротив нанести двигателю вред.

Значит, АИ-98 в любом случае лучше?

Октановое число, указываемое в наименовании марки бензина, характеризует не его качество, а только детонационную стойкость, утверждает Денис Голосюк — технический директор агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР. «Топливо с меньшим октановым числом вовсе не хуже высокооктанового. Необходимое для конкретного мотора число определяется конструктивными особенностями двигателя, в первую очередь — степенью сжатия, а также способностью программы управления двигателем компенсировать отклонение фактического октанового числа от заданного», — поясняет эксперт.

 Эксперт европейского бренда добавляет, что кроме того октановое число не является мерой энергии: «Любой двигатель превращает химическую энергию топлива в механическую. Октановое число лишь косвенно связано с химической энергией, а для движения важна именно она. Чем больше тепла выделяет единица топлива, тем эффективнее и экономичнее работает двигатель». Высокооктановое топливо при том изготавливается из топлива с низкими октановыми числами путём примешивания к ним модификаторов и присадок. Само по себе высокооктановое топливо не является более эффективным. Денис Голосюк предупреждает, что и сами присадки могут оказаться не безвредными, так как отдельные их виды могут образовывать отложения в двигателей или отрицательно влиять на системы нейтрализации отработавших газов. Именно из-за этого и запрещена продажа этилированного бензина — тетраэтилсвинец отравляет катализаторы, выводя их из строя. а присадки на основе марганца и железа быстро повреждают свечи зажигания.

После залива АИ-98 началась детонация, что не так?

Двигатель действительно способен работать иначе после залива высокооктанового топлива, особенно на холостых оборотах. Однако же, к детонации это не имеет никакого отношения, успокаивает эксперт европейского бренда. По его словам, понятием «детонация» люди пытаются описать неравномерность работы двигателя — повышенный шум, пропуски зажигания. Это действительно может происходить, если вы используете АИ-98, потому что на холостых оборотах высокооктановое топливо горит спокойнее, условно говоря, хуже. А иногда даже игнорирует искру.

Помимо этого, на холостых оборотах при низком давлении в цилиндрах смесь не успевает как следует перемешаться, что является одной из причин ухудшения процесса сгорания. Все эти особенности уходят на более высоких оборотах, когда смесь становится более однородной, начинает гореть равномерно, а двигатель развивает полную мощность.

В конце концов, модификаторы и присадки, с помощью которых изготовители топлива повышают октановые числа, тоже не всегда безопасны: при сгорании они могут оседать на свечах. По словам эксперта европейского бренда, «Хорошего высокооктанового бензина в России мало. Большая часть такого топлива получена именно применением присадок, качество которых может оказаться очень сомнительным».

Можно ли залить 98-й в «Жигули» или «Волгу»?

Большинство современных двигателей рассчитаны на 95-й или 98-й бензины, а на бензинах с октановым числом ниже предоставленных могут работать не в полную силу. В случае же со старыми моторами и дорогим топливом могут возникнуть проблемы, предупреждает Игорь Серебряков.

Высокооктановое топливо может навредить, если конструкторы автомобиля не предполагали его использование. такой бензин не успевает сгорать во время такта рабочего хода и продолжает гореть при открытых выпускных клапанах. Специалист европейского бренда объясняет, что в такой ситуации не только падает экономичность, но и разрушается двигатель. Так как он вынужден работать пр более высокой температуре, возникает риск прогорания клапанов и выпускных седел, как это бывает при переводе машины на газ.

Если, например, в мотор ЗМЗ-402 старой «Волги», рассчитанный на АИ-66, АИ-72 и АИ-80 залить АИ-100, то долго проездить не выйдет, потому что большая часть топлива будет попросту вылетать в выхлопную трубу.

Сколько в итоге получится сэкономить?

Повышение экономичности при переходе на АИ-98 или АИ-100 Денис Голосюк считает эффектом плацебо. «Незначительное повышение экономичности возможно лишь в тех редких случаях, когда мотор способен реализовать эту разницу в антидетонационных свойствах топлива. К большинству моторов массовых легковых автомобилей это не относится. И даже там, где удаётся уменьшить на пару-тройку процентов расход горючего, экономия будет нивелирована более высокой стоимостью. При этом некоторый риск нарваться на последствия от добавленных антидетонационных присадок остаётся ненулевым».

Экономия возникнет только в том случае, если двигатель действительно рассчитан на высокооктановое топливо и на нём работает эффективнее, утверждает эксперт европейского бренда. Например, к таким моделям моторов относятся форсированные версии турбодвигателей Volkswagen, мощность которых поднимается чип-тюнингом. Стандартный 150-сильный двигатель 1,4 TSI на заводских испытаниях способен выдавать до 270 л.с., а в спорте с него снимают более 300 сил. Реализовать их способно только качественное топливо с высоким октановым числом.

Стандартным же моторам такое топливо никаких преимуществ не даёт, причём то же самое касается даже моющих свойств улучшенных сортов топлива. На самом деле очищающая способность определяется содержанием в составе бензина моющих присадок, которые могут входить в состав топлива с невысоким октановым числом. Большая экономичность — маркетинговая уловка.

А если турбина?

Турбомоторы ещё требовательнее к соблюдению рекомендация производителя. В них строго рекомендуется заливать топливо, указанное производителем. Если степень сжатия — 10-10,5, то такой турбине подойдёт АИ-95, а если выше, то можно использовать и АИ-98, сообщает Игорь Серебряков. Ориентироваться при этом необходимо на эффективную меру сжатия, которую считают с учётом избыточного давления, создающегося компрессором или турбиной. Минимально допустимое октановое число бензина определяется и для двигателей, оснащённых турбонаддувом, и для атмосферных моторов, и для двигателей, оснащённых механическим компрессором. В любом из этих случаев нельзя использовать бензин с меньшим октановым числом, однако, можно с большим.

Какой бензин тогда заливать?

Эксперты сообщают, что если в современный массовый автомобиль вместо 95-го бензина заливать 98-й или 100-й, вреда это не нанесёт. Однако, вероятнее всего не даст и преимуществ. Поэтому лучше заливать то топливо, которое рекомендовал производитель, особенно с учётом факта, что в АИ-95 меньше присадок и модификаторов.

Рекомендованное топливо пишется на лючке бензобака автомобиля. Если там прописано два вида топлива, значит марку, написанную маленьким шрифтом, тоже допускается использовать, однако она может снизить эксплуатационные параметры. Не стоит гнаться за мифическими выгодами высокооктанового бензина, лучше заливать фирменные качественные сорта горючего, которые предлагаются на большинстве сетевых АЗС.

Сами производители транспортных средств не требуют, чтобы в их автомобили заливали преимущественно улучшенный бензин, но в сертификациях иногда указывается, что топливо с высоким октановым числом — от 95-го до 98-го — использовать допускается. А если написано что-либо на подобии «до АИ-95 включительно», то переходить на более дорогой бензин точно не необходимо.

Информация опубликована 11.06.2020 г.

×

Хотите получать уведомления
об изменении цен на топливо?

Тогда подпишитесь на рассылку уведомлений, выберите интересующие регионы и получайте письма в момент изменения цен!

Подписаться Спасибо, но не сегодня
Для корректной работы портала и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с порталом, Вы разрешаете использование cookie - файлов. Вы всегда можете отключить их в настройках Вашего браузера. ОК! ПОНЯТНО!