Российское правительство введёт запрет на импорт дешёвого бензина
В связи с резким падением цен на нефть правительство России приняло решение временно ограничить ввоз в Россию топлива. В России, в отличие от зарубежных стран, оно почти не подешевело из-за особенностей регулирования.
Правительство России решило на время запретить импорт топлива в Россию, чтобы не допустить поставок дешёвого иностранного топлива на рынок России. Предложение об ограничении ввоза выдвинуло Минэнерго и профильный вице-премьер Юрий Борисов. Информацию подтвердили три федеральных чиновника, Минэнерго и Борисов отказались от комментариев.
Де-факто запрет будет введён в течение апреля, но законадательное закрепление получит позднее, когда выйдет соответствующее постановление правительства. Временная мера ограничения рассчитана на время, в течение которого будут держаться низкие цены на нефть, то есть, примерно до сентября 2020 года.
Запрет на импорт будет введён для защиты внутреннего рынка от дешёвого топлива: из-за падения мировых цен на нефть рухнули цены на бензин. Однако в России действует механизм сглаживания цен, он же — демпфер, который защищает стоимость топливо от резких ценовых скачков. Демпферный механизм работает следующим образом: нефтяники доплачивают государству, если рынок нефтепродуктов становится премиальным, из-за чего не могут снизить цены на АЗС. Если на рынке страны складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже государство платит нефтяникам, чтобы те не поднимались цены.
В результате действия демпферного механизма российский бензин оказался нетбэка (экспортной цены за вычетом транспортных и налоговых расходов). В таких условиях импорт бензина из зарубежья неизбежен.
По оценкам Александра Новака, министра энергетики, падение спросана бензин из-за карантина в крупных городах составило 10-30%. Если не ввести запрет на импорт топлива, нишу российского рынка заполонит заграничный товар и российским НПЗ придётся снижать загрузку. Однако запрет наносит ущерб российским потребителям топлив и усиливает монополию нефтяных компаний на внутреннем рынке.
Гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турулаков сообщает, что основной причиной существующего рыночного перекоса служит демпферный механизм, который нуждается в сглаживании или и вовсе отмене.
По мнению вице-президента Независимого топливного союза Дмитрия Гусева, запрет импорта топлива на период пандемии способен поддержать нефтепереработку России. «Переработка в России, которая и так находится на нулевых рентабельностях, в текущих экономических условиях может плавно закончить своё существование. И мы можем оказаться в зависимости от импортного сырья Поэтому преждевременно говорить о запрете как о попытке заставить потребителя платить больше», - предупредил эксперт.
Информация опубликована 07.04.2020 г.