Ошибка на сайте

Разместиться
на портале
Регистрация/Вход / РегистрацияВход info@neftregion.ru

Правительство намерено обеспечить приоритетность перевозок топлива по ж/д путям

По данным «Ъ», правительство рассматривает возможность установления приоритета железнодорожных перевозок топлива по сравнению с другими грузами. Эта мера может стать ответом на проблемы с обеспечением поставок нефтепродуктов на фоне аварий на нефтеперерабатывающих заводах и замедления работы сети ОАО «РЖД». Министерство энергетики обещает увеличить объемы вывоза топлива за счет улучшения планирования без ущерба для других грузов. 

По словам источников «Ъ», премьер-министр Михаил Мишустин поручил ОАО «РЖД», Министерству энергетики и Министерству транспорта обеспечить «повышенный приоритет» вывоза нефтепродуктов по железной дороге по сравнению с другими видами грузов. Ведомства должны разработать помесячный график вывоза нефтепродуктов до конца 2024 года и контролировать своевременную разгрузку вагонов с нефтепродуктами к 21 марта.

Очередность в согласовании грузов определяется временными правилами ОАО РЖД, согласно которым наиболее высокий приоритет отдается воинским грузам, грузам для ликвидации ЧС, а также грузам по поручениям президента, включая вывоз угля из Кузбасса, Тувы,  Иркутской области, Бурятии, Хакасии и Якутии. 

В министерстве сообщили, что в соответствии с распоряжением правительства, ведомство совместно с нефтяными компаниями и ОАО «РЖД» разрабатывает ежемесячные графики перевозки нефтепродуктов, выполнение которых будет контролироваться правительством в рамках специального проекта координационного центра под руководством вице-премьера Александра Новака. Приоритетная отправка нефтепродуктов с НПЗ, по мнению министерства, позволит увеличить производство и дополнительно снабдить топливом региональные нефтебазы во время сезонного роста потребления, что положительно скажется на ценовой ситуации на рынке. Увеличение объемов перевозки нефтепродуктов будет обеспечено за счет увеличения оборачиваемости парка вагонов благодаря улучшению планирования (включая биржевые грузы), координации действий нефтяных компаний и ОАО «РЖД», добавили в ведомстве.

Обсуждение вопроса о повышении приоритетности перевозки нефтепродуктов было инициировано нефтяными компаниями, которые выразили недовольство систематическими отказами со стороны ОАО «РЖД» в перевозке топлива, особенно в восточном направлении. Об этом неоднократно сообщал «Ъ».

Их основные опасения заключались в рисках затоваривания НПЗ, из-за  чего может снизиться и выпуск топлива. На Восточном полигоне нефтепродукты впрямую конкурируют за мощности с экспортным углем, который едет из сибирских регионов в рамках поручений президента РФ. Из поручения Михаила Мишустина было неясно, означает ли введение приоритета для нефтепродуктов, что они поедут по Восточному полигону раньше угля. В Минэнерго, впрочем, сообщили, что «не будут существенно увеличены поставки по лимитирующим направлениям — поставки будут осуществляться в рамках внутренних потребностей». Повышение эффективности вывоза нефтепродуктов не должно ухудшить ситуацию с вывозом других грузов, добавили в министерстве. В пресс-службе правительства и ОАО РЖД отказались от комментариев.

Введение эмбарго на экспорт бензина с марта дополнительно осложнило ситуацию с железнодорожными отгрузками, так как разрушило привычные логистические модели.

Перевалочные мощности получателей грузов не успевают за переориентацией топлива, а отправители грузов не знают, куда им следует ехать, говорит один из источников «Ъ». В ОАО «РЖД» также оказались не готовы к введению запрета: технические планы не были скорректированы с учетом квот, что затрудняет оформление грузов, сообщает источник «Ъ». По его мнению, железнодорожная монополия исторически не занималась планированием внутренних перевозок нефтепродуктов, не реагировала на загрузку в проблемные районы, что приводило к переполнению резервуаров и вагонов.

Так, еще 6 марта в письме в Минэнерго (есть у «Ъ») «Сургутнефтегаз» (владеет Киришским НПЗ в Ленобласти) жаловался на то, что необходимость перенаправления бензина (не менее 6.5 тыс. тонн ежедневно) приводит к быстрому переполнению и сверхнормативному простою поездов на конечных станциях. Компания поставляет топливо в московский регион для ЛУКОЙЛа, который нуждается в дополнительных объемах на фоне ремонтных работ на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе. Из-за простоя цистерн формируется дефицит подвижного состава и накапливаются сверхнормативные запасы бензина на Киришском нефтеперерабатывающем заводе, что, по мнению «Сургутнефтегаза», может привести к снижению производства на своем предприятии.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что повышение приоритета не будет распространяться на все виды нефтепродуктов, скорее всего только на дизельное топливо и бензин.

Уже есть инструмент приоритизации перевозок нефтепродуктов для Сибири и Дальнего Востока, теперь он, видимо, распространится на все регионы. Господин Бурмистров полагает, что эта мера носит отчасти превентивный характер. Она обусловлена в том числе опасениями относительно достаточной обеспеченности топливом в условиях аварий на ряде российских НПЗ. По его мнению, она позволит снизить потенциальную остроту проблемы в условиях начала посевной кампании, а также может позитивно повлиять на ситуацию с диспетчеризацией на сети, уменьшив простои цистерн.

Информация опубликована: 22.03.2024г.

Подписаться на рассылку

Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»

Подписаться на рассылку
×

Хотите получать уведомления
об изменении цен на топливо?

Тогда подпишитесь на рассылку уведомлений, выберите интересующие регионы и получайте письма в момент изменения цен!

Подписаться Спасибо, но не сегодня
Для корректной работы портала и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с порталом, Вы разрешаете использование cookie - файлов. Вы всегда можете отключить их в настройках Вашего браузера. ОК! ПОНЯТНО!