Последствия изменения топливного демпфера по словам экспертов
По мнению экспертов, которые участвовали в опросе, сокращение с сентября бюджетных выплат нефтяным компаниям в рамках топливного демпфера повлечет за собой дальнейший рост оптовых цен на топливо в России, а также убыточность торговли на независимых АЗС.
Президентом РФ Владимиром Путиным в июле был подписан закон о донастройке топливного демпфера. Замминистр финансов РФ Алексей Сазанов пояснял, что документ корректирует демпфирующий механизм таким образом, что на 50% сокращает выплаты по демпферу с 1 сентября этого года до 31 декабря 2026 года как по бензину, так и по дизельному топливу.
Руководитель проектов исследовательской группы «Петромаркет» Николай Баранов считает, что корректировка демпфера может привести к росту оптовых цен на топливо.
С ним согласен и эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. Он говорит о том, что при снижении демпфера продажи бензина и дизеля для многих сетей АЗС становятся убыточными. В сентябре из-за закрытия многих НПЗ на профилактические ремонты и постепенного ухода с рынка низкомаржинальных АЗС (снижением конкуренции на розничном рынке) цены могут продолжить рост.
Николай Баранов добавил, что по состоянию на 21 августа чистая маржа торговли бензином и дизтопливом на АЗС находится в отрицательной зоне, составляя минус 3,39 и минус 2,25 рубля за литр соответственно. Эксперт констатирует, что маржа торговли бензином находится в отрицательной зоне с середины июня, дизельного топлива — с середины августа, и пока не видно предпосылок для ее выхода в положительную зону, а также на фоне убыточности заправок НПЗ, наоборот, генерируют рекордный уровень маржи.
Президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов также считает, что на данный момент на топливном рынке в России есть проблема высоких оптовых цен, которые отрицательно влияют на прибыльность АЗС. По его словам, проблема здесь в том, что оптовые цены в сезон высокого спроса или подбираются вплотную, или вовсе догоняют и превышают розничные. В результате рассчитывать на стабильную маржинальность не приходится, а это приводит к сокращению инвестиций в развитие инфраструктуры нефтепродуктообеспечения.
Как решить проблему на топливном рынке?
Баранов полагает, что решить проблему с убыточностью АЗС мог бы рост выплат по демпферу (это привело бы к снижению оптовых цен) или рост розничных цен на нефтепродукты. Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов считает, что реальным инструментом снижения цен может стать резкое повышение норматива биржевых продаж: с недавно утвержденных 13% для бензина и 9,5% для дизельного топлива до 50% и 33% соответственно.
«Рост предложения на бирже приведет к снижению оптовых цен, что сделает топливо для независимых АЗС, из-за чего крупные сети не смогут повышать розничные цены без угрозы потери рынка. Компромиссом может стать двукратное сокращение акцизов, которые напрямую влияют на издержки НПЗ», - добавил Родионов.
Независимый топливный союз полагает, что также необходимо изменение графика ремонтов НПЗ. Более того, данные о плановых ремонтах НПЗ должны быть публичными. А вот к госрегулированию цен как к мере сдерживания оптовых цен на топливо НТС относится резко негативно. «Более того, на наш взгляд, текущее регулирование приводит к хроническому недофинансированию инфраструктуры нефтепродуктообеспечения», - говорит Баженов.
Информация опубликована: 05.09.2023
Подписаться на рассылку
Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»
Популярные разделы |
Популярные статьи |
|