Ошибка на сайте

Разместиться
на портале
Регистрация/Вход / РегистрацияВход info@neftregion.ru

Подорожание нефти и рост курса доллара заставили цены на АЗС подняться

Цены топлива на АЗС не остановились на отметках прошлого года и продолжают медленно ползти вверх. Рост составил 0,5% ввиду повышения акцизов на топливо. Снизу на цену дизельного топлива и бензина стали давить макроэкономические факторы: дешевеющий рубль и рост нефтяных котировок на 10 долларов.

Компании, задействованные в нефтегазовой отрасли, оплачивают налоги в рублях, цена которых привязана к курсу доллара. В том числе и на рынке страны. На основании долларовых котировок барреля нефти на мировом рынке рассчитывается и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Поэтому подорожание нефти до 88 долларов за баррель и ослабление рубля оказывают совокупный эффект на рост топливных цен.

Ещё в 2020 году Росстат рассчитал, что в стоимость литра топлива в России входят 69% налогов и акцизов и 12% себестоимости. С начала 2022 года цена нефти выросла на 13%, а рубль ослабел на 2,23%, что и сказывается на стоимости на АЗС.

 

 

Влияние демпфера на розничную торговлю топливом

Также розничные цены АЗС зависят от биржевых котировок и находятся на контроле у государства. Для сдерживания роста стоимости в России работает демпферный механизм: его работа призвана стабилизировать цены настолько, насколько это возможно.

Сложность нынешней ситуации в том, что чем выше цена на нефть и слабее рубль, тем больше доля некомпенсируемой демпфером части упущенной прибыли для нефтяников.  В прошлом году демпфер возвращал приблизительно 68%. В декабре 2021 года вице-премьер Александр Новак оповестил отрасль о снижении роста базовой цены для расчета демпфера: теперь он составит 3% вместо 5%. Данная мера увеличит размеры выплат в пользу НПЗ. Размер компенсации будет увеличен до 83%.

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что в нынешней ситуации главной угрозой стабильности розничных цен на топливо внутри страны является дешевеющий рубль. Если не решить эту проблему, демпферный механизм может сработать не в полной мере.

 

 

Рентабельность АЗС — одна из причин роста цен

Ещё одна сложность, из-за которой растут цены на бензин и дизель, — проблема рентабельности АЗС. Это особенно критично для независимых заправок, не принадлежащих крупным нефтяным компаниям. Повысить отпускные цены АЗС они не могут из-за регулятора, из-за чего единственный способ повышения рентабельности — снижение оптовых цен.

ИГ «Петромаркет» провело исследование, согласно которому большую часть прошлого года маржинальность работы АЗС либо была нулевой, либо отрицательной. К декабрю ситуацию выровнялась, но сейчас маржинальной снова пошла на спад. По бензину она ещё находится в плюсовой зоне: для АИ-92 это 2,4 рубля с проданного литра, для АИ-95 — 4,2 рубля. Для дизельного топлива маржинальность ушла в минус: с каждого проданного литра дизеля она составляет минус 6,7 рубля.

Подписаться на рассылку

Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»

Подписаться на рассылку

Информация опубликована 20.01.2022 г.

×

Хотите получать уведомления
об изменении цен на топливо?

Тогда подпишитесь на рассылку уведомлений, выберите интересующие регионы и получайте письма в момент изменения цен!

Подписаться Спасибо, но не сегодня
Для корректной работы портала и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с порталом, Вы разрешаете использование cookie - файлов. Вы всегда можете отключить их в настройках Вашего браузера. ОК! ПОНЯТНО!