Нужна ли корректировка демпферного механизма из-за текущего роста цен на АЗС
По данным Росстата, с начала 2021 года розничные цены автомобильного бензина выросли почти на три рубля. С конца 2018 года такого роста не происходило и, хотя оптовые цены и идут на спад после достижения своего максимума, розничная стоимость топлива продолжает увеличиваться.
Рост цен на АЗС обогнал инфляцию
В связи с недовольством ситуации, сложившейся в топливной сфере, многие специалисты отрасли заговорили о реформировании работы топливного рынка. Наибольшей критике подвергся демпферный механизм, введённый в 2019 году. Он снижает влияние колебаний котировок нефти на стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке и позволяет сдерживать их на нужном уровне.
Минэнерго и Минфин сообщили, что на данный момент вопрос о корректировке демпфера не стоит. Пресс-служба Минэнерго также добавила, что механизм сдерживает оптовые цены, что позволяет сохранять доходность в сегменте розницы, а также не позволять ценам на АЗС расти вперёд инфляционных темпов.
С начала 2021 года розничные цены продажи топлива выросли на 6%, а тогда как инфляция на данный момент составила 4,5%. По мнению экономистов, к концу года общий процент инфляции составит 5,7 – 6,2%, что позволит росту стоимости топлива не выходить за рамки инфляционного роста.
Виноват ли демпфер?
Демпферный механизм хоть и направлен исключительно на оптовый рынок нефтепродуктов, всё равно оказывает большое влияние на розничный сегмент. Если цена экспорта выше внутренней индикативной цены, устанавливаемой государством, то государство компенсирует из бюджета около 68% недополученной НПЗ прибыли. Это делается в случае, когда топливо от НПЗ поставляется на российский рынок.
Когда мировые цены ниже российских, нефтеперерабатывающие заводы начинают доплачивать разницу в бюджет. Демпфер призван удерживать внутренние оптовые и розничные цены от резких колебаний, с чем успешно справлялся до начала 2021 года: в текущем году оптовые цены выросли пости на 20% вслед за нефтяными котировками из-за неповоротливости механизма и его медленной реакцией на экономическую ситуацию.
Корректировки демпферного механизма
Возможность корректировки демпфера увеличивает убыточность продажи моторного топлива на АЗС, уверен генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов. На конец августа 2021 года чистая маржа от торговли АИ-92 составила минус 2, 5 рубля, АИ-95 — минус 1, 2 рубля, а ДТ — минус 0,1. Причина этому — высокие оптовые цены, по которым продукцию вынуждены закупать АЗС.
По мнению Хомутова, есть два варианта решения проблемы: отпустить контроль розничных цен либо понизить цены опта. Первый вариант имеет острые социальные последствия, поэтому всерьёз не воспринимается. Второй вариант реализуется несколькими способами, один из которых — корректировка демпфера.
По его словам, необходимо повысить демпфер на 4 000 – 5 000 рублей за тонну. Это выведет маржу АЗС на минимально разумный уровень — до 0,5 – 1,5 рубля за литр.
Информация опубликована 01.09.2021 г.
Подписаться на рассылку
Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»