Как Россия дошла до топливного кризиса
Для купирования топливного кризиса власти решились на такие шаги, как запрет экспорта топлива, а также готовы пересмотреть свое прежнее решение по сокращению топливных субсидий к середине октября. К тому моменту оптовые цены на бензин и дизтопливо вдвое превысили показатели начала года, а розничные цены росли существенно выше инфляции.
Отмена компенсации низкой цены
Причиной кризиса в Минэнерго называют рыночную конъюнктуру. Информационное агенство Au92 видит триггером решение Минфина сократить демпферные выплаты НПЗ. Эти выплаты представляют собой субсидии за поставки топлива на внутренний рынок по ценам более низким, чем равнодоходная цена экспорта (экспортная альтернатива).
Решение концептуально принималось в апреле на фоне проблем с наполнением бюджета, однако реально вступило в силу с сентября. Тогда за счет ослабления рубля и роста цен на нефть бюджетные проблемы и так решились, а рынок нефтепродуктов остался незащищенным.
Туризм стимулировал спрос
Кроме того, рынок в 2023 году ожидал затяжных ремонтов НПЗ из-за того, что ЕС в прошлом году ввел санкции на поставку оборудования и технологий. Наконец, спрос на топливо этим летом, видимо, вырос на фоне активизации внутреннего туризма и перевозок в новые регионы. Так, в «Евротрансе» (управляет АЗС «Трасса») отмечают рост потребления бензина к 2022 году: «В целом на рынке европейской части России объем продаж вырос на несколько процентов».
Совокупность этих факторов привела к тому, что на протяжении последних месяцев стоимость топлива на бирже непрерывно росла и достигла исторического пика в сентябре: 70 тыс. руб. за тонну АИ-92 и 76 тыс. руб. за тонну АИ-95.
Железная дорога недоступна
Дестабилизация топливного рынка в России вызвана комплексом факторов, считает информационное агентство Au92. Глобальные причины — рост котировок нефтепродуктов при одновременном росте курса доллара. Локальные причины — логистические сложности при железнодорожной транспортировке нефтепродуктов в ряд регионов России, сезонное увеличение спроса, длительные ремонты на некоторых НПЗ.
Рынок остудился
Запрет на экспорт бензина и дизтоплива очень быстро привел к снижению биржевых котировок примерно на 20%. Уже к началу октября стало понятно, что НПЗ европейской части страны грозит скорое затоваривание по дизтопливу, поскольку хранилища «Транснефти» были практически заполнены. Над отраслью нависла угроза сокращения переработки. Тогда 6 октября правительство сняло ограничения на экспорт дизтоплива, но только по трубопроводам. Для бензина ограничения сохранились, и когда они будут сняты, неясно. Власти также заявили, что готовы пересмотреть свое прежнее решение по сокращению топливных субсидий. Все эти события к середине октября остудили топливный рынок. Оптовые цены снижаются, розничные — стабилизируются, а маржа АЗС может выйти в плюс в ближайшие недели.
Информация опубликована 17.10.2023
Подписаться на рассылку
Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»
Популярные разделы |
Популярные статьи |
|