Как отразится на рынке продление запрета на экспорт бензина
Правительство России решило продлить запрет на экспорт бензина на сентябрь и октябрь, сообщил первый замминистра энергетики Павел Сорокин 31 июля в Госдуме. «Принято принципиальное решение ограничить экспорт на сентябрь – октябрь, чтобы подстраховаться. Это касается бензина. По дизелю сейчас таких мер не требуется», – сказал Сорокин.
По его словам, бензин АИ-95 практически не экспортируется из России, с фактически нулевым экспортом. Основной экспортируемый бензин – АИ-92 или «некондиционный бензин» (ниже 5-го экологического класса).
Ранее правительство ввело полугодовой запрет на экспорт бензина с 1 марта, но временно разрешило поставки с середины мая по конец июня, затем разрешение продлили на июль.
23 июля вице-премьер Александр Новак сообщил, что запрет на экспорт бензина автоматически возобновится с 1 августа, а продление на сентябрь – октябрь обсуждается. Сорокин подтвердил, что снятие запрета в августе не планируется, чтобы избежать дефицита топлива в период ремонтов НПЗ.
Он также заявил, что Минэнерго продолжит ограничивать экспорт дизеля для непроизводителей, включая поставки в Евразийский экономический союз. Сорокин отметил, что «серый» экспорт сохраняется, хоть и в меньшем объеме, чем в прошлом году. Для борьбы с перекупщиками, которые продают за рубеж топливо с уплаченным демпфером, правительство подняло вывозные пошлины для непроизводителей с 20 000 до 50 000 руб. за тонну, но это не решило проблему.
Сейчас среднесуточная переработка нефти в стране на 4% выше показателя июля 2023 года, а поставки бензина на внутренний рынок – на 5% выше, дизеля – на 14% выше, сообщил Сорокин. Объем экспорта в июле снизился на 33% по сравнению с предыдущим месяцем. Запасы бензина также удалось увеличить на 1% по сравнению с началом лета.
Сорокин также сообщил «Ведомостям», что Минэнерго выступает за сохранение третьего уровня приоритета для перевозки нефтепродуктов по железной дороге после 1 сентября. С этой даты начнут действовать новые правила недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре, которые предполагают снижение приоритетности до шестого уровня и ниже. Ранее источник рассказал «Ведомостям», что на совещании у вице-премьера Александра Новака 29 июля предложение сохранить высокий приоритет для перевозки нефтепродуктов не встретило возражений у участников – Минэнерго, Минтранса и ФАС. «Необходимо сохранять приоритет перевозки нефтепродуктов, но не за счет других грузов», – отметил Сорокин.
Дмитрий Гусев, зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», напоминает, что по железной дороге в первую очередь перевозятся экспортные и транзитные грузы, в то время как возникают проблемы с транспортировкой топлива внутри России. В новых ПНД, по его мнению, следует снизить приоритет для экспортных поставок, что поможет насытить внутренний рынок топливом.
Запрет на экспорт бензина был введен правительством на фоне трудностей с обеспечением внутреннего рынка горючим и резкого роста оптовых цен. Снятие запрета в июле привело к очередному скачку цен на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Стоимость бензина марки АИ-95 на прошлой неделе достигла рекорда 2024 года, превысив 75 000 руб. за тонну. 31 июля тонна бензина этой марки торговалась по 73 505 руб. С начала месяца АИ-95 подорожал почти на 14%. Оптовая цена АИ-92 в июле выросла на 5,4%, достигнув 55 378 руб. за тонну.
Согласно данным Росстата, бензин АИ-92 в рознице за неделю с 16 по 22 июля подорожал на 0,5%, а с начала года – на 4,7%. В среднем литр этого топлива стоил 52 руб. 72 коп. АИ-95 за неделю подорожал на 0,6%, с начала года – также на 4,7%. Литр этого вида топлива в среднем стоил 57 руб. 64 коп.
Главный стратег ИК «Вектор Икс» Максим Худалов считает, что продление запрета на экспорт бензина на август – октябрь позволит остановить рост оптовых цен. Он надеется, что запрет на экспорт позволит вернуть оптовую цену АИ-95 в диапазон 60 000–63 000 руб. за тонну, а АИ-92 – 50 000–52 000 руб. Потребление бензина в России, по его оценкам, останется на уровне 2023 года – 36 млн тонн, а производство достигнет примерно 44 млн тонн.
Сорокин также заявил, что модернизация российских НПЗ позволит увеличить выпуск бензина до 48–50 млн тонн в год. «По дизелю будет плюс 15–20 млн тонн», – добавил он.
Руководитель направления консалтинга Neft Research Александр Котов добавляет, что продление правительственного запрета на экспорт бензина на август – октябрь, скорее всего, не приведет к затовариванию рынка «во всероссийском масштабе». В стране все еще сохраняется дефицит топлива, частично вызванный несвоевременной подачей вагонов на сети РЖД. Однако проблема затоваривания может быть актуальна для НПЗ, традиционно ориентированных на экспорт, таких как Киришский (принадлежит «Сургутнефтегазу») и Орский («Фортеинвест»).
Информация опубликована: 02.08.2024 г.
Подписаться на рассылку
Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»
Популярные разделы |
Популярные статьи |
|