ФАС предложила скорректировать механизм топливного демпфера
Механизм топливного демпфера, используемого для стабилизации внутренних цен на топливо, может быть изменен. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила рассчитывать выплаты нефтяным компаниям отдельно для двух основных видов бензина — Аи-92 и Аи-95. Такой подход позволит нефтяным компаниям получать компенсации даже в случае резкого роста цен на один из этих продуктов, если другой остается в рамках индикативных показателей.
ФАС также предложила закрепить предельную индикативную оптовую цену на бензин Аи-95, аналогично действующим условиям для Аи-92. По мнению службы, эти изменения помогут сгладить ценовые колебания на рынке топлива. Напомним, что бюджет выплачивает демпфер нефтяным компаниям, чтобы компенсировать разницу между внутренними ценами и экспортной выручкой, таким образом сдерживая рост цен на топливо внутри страны.
Согласно текущим правилам, если оптовые цены на бензин Аи-92 или дизельное топливо отклоняются от установленных в Налоговом кодексе индикативных цен более чем на 10% и 20% соответственно в течение месяца, то демпферные выплаты в этом периоде не производятся. В некоторых случаях такие выплаты могут достигать сотен миллиардов рублей за месяц.
Недавно Госдума поддержала законопроект Минфина, согласно которому обнуление демпфера будет происходить только для того топлива, по которому превышен порог отклонения. Ранее нефтяные компании, включая «Роснефть», обращались к правительству с просьбой пересмотреть порядок расчета демпфера, в том числе по Аи-92 и Аи-95, отдельно.
Последний случай обнуления демпфера произошел в сентябре 2023 года, когда на фоне резкого роста цен на топливо правительство впервые ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
На текущий момент стоимость бензина продолжает снижаться. С середины ноября, когда цены достигли годового пика, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) оптовая цена Аи-92 упала на 17,6% и составляет 51,08 тыс. рублей за тонну, а стоимость Аи-95 снизилась на 16,3%, до 54,22 тыс. рублей за тонну. Это снижение связано с завершением осенних ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах и сезонным уменьшением спроса.
Сергей Цивилев, глава Минэнерго РФ, в ноябре «РИА Новости»:
С ценами все стабильно, ситуация на рынке стабильная.
Руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов отмечает, что механизм демпфера имеет свои слабые стороны. «Этот инструмент эффективно работает лишь в ограниченных условиях: при стабильных ценах на нефть и нефтепродукты, а также при умеренных колебаниях курса рубля. В случае резких изменений параметров система начинает давать сбои», — поясняет эксперт. По его мнению, главной проблемой рынка высокооктанового бензина является неустойчивый баланс между спросом и предложением, который имеет крайне низкий запас прочности. Именно поэтому внеплановые остановки оборудования на некоторых НПЗ приводят, прежде всего, к росту цен на бензины марки Аи-95 и выше.
Александр Котов подчеркивает, что модернизацию нефтеперерабатывающих заводов необходимо завершить как можно быстрее. Это позволит увеличить объем предложения, включая производство высокооктановых бензинов. Однако, добавляет эксперт, высокая налоговая нагрузка лишает нефтяные компании ликвидности, что тормозит реализацию модернизационных проектов. При текущем уровне процентных ставок и низкой рентабельности большинства НПЗ предприятия вынуждены полагаться исключительно на собственные средства.
Кроме корректировки механизма демпфера, ФАС рассматривает возможность ужесточения правил биржевой торговли топливом. В частности, обсуждается введение мер к участникам, которые за один день приобретают свыше 25% от общего объема торгов. Также служба считает необходимым расширить участие нефтяных компаний в аукционах открытия, где в настоящее время принимает участие только «Газпром нефть». По мнению ФАС, такие меры помогут установить цену по специальному алгоритму, оперативно удовлетворить первые заявки торгового дня и сократить возможности для манипуляций с ценами.
Информация опубликована: 26.12.2024 г.
Подписаться на рассылку
Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»
Популярные разделы |
Популярные статьи |
|