Shell предупредила о риске банкротства для части российских АЗС
Топ-менеджер сети Shell предупредил о риске банкротства для независимых АЗС, которые занимают 60% рынка. Девять месяцев сеть Shell генерирует 1,5 рубля убытка с каждого проданного литра бензина, сообщает информационное агентство « Au92».
С начала года оптовая стоимость бензина увеличилась на 20-30%, тогда как розничная — всего на 3-6 %, что может повести за собой череду банкротств.
Причины убытков независимых АЗС
Директор по развитию и операционному управлению сети АЗС «Shell» Виталий Маслов комментирует: «Вертикально интегрированные компании, которые помимо звена топливной розницы имеют переработку, оптовые продажи и продажи за рубеж, являющиеся высокомаржинальными, имеют возможность оперировать интегрированной маржой». Однако, треть топливно-розничного бизнеса в стране находится у независимых игроков, не имеющих возможности производить топливо и торговать им оптом, поэтому топливные партии такой бизнес закупает на бирже. Также поступает и «Shell».
По словам Маслова, маржу в такой ситуации удаётся зарабатывать только на топливной рознице, которая сейчас не рентабельна. На протяжении девяти месяцев с каждого проданного литра бензина генерируется 1,5 рубля убытков. Из-за этого большому количеству независимых АЗС даже банки отказывают в кредитовании.
Исследовательская группа «Петромаркет» сообщает: с начала текущего года наблюдается общая убыточность торговли бензином АИ-92, а с марта на нулевом уровне оказалась маржинальность продажи бензина АИ-95, а также летнего дизельного топлива. Чистая маржа с торговли АИ-95 в июле этого года — минус 1,3 рубля за литр, летнего дизельного топлива — минус 0,3 рубля за литр.
Помимо убыточной маржинальности, на развитие топливной розницы влияют ставки эквайринга для сетей АЗС — около 1,5% от стоимости товаров. Для сравнения, для сетей быстрого питания ставки составляют 0,9 – 1 %. Таким образом, на комиссию эквайринга АЗС тратят до 20% валового дохода.
Правительственные меры для регулировки оптовых цен
В июле 2021 года стоимость топлива достигла исторического максимума: на СПбМТСБ цена тонны АИ-95 превышала 60 тысяч рублей, АИ-92 — 57,6 тысяч рублей. При этом цены на бирже не влияют на цены топлива на АЗС. В стране работает демпферный механизм, согласно которому крупные топливные производители получают повышенные бюджетные выплаты для сдерживания цен на топливном рынке. Таким образом, компаниям, в составе которых есть НПЗ и АЗС, не так страшен рост цен на опт, но большими убытками это грозит независимым АЗС-сетям.
В качестве мер по урегулированию ситуации Правительство рекомендовало нефтяникам увеличить поставки бензина на биржу до минимум 5 тысяч тонн в сутки, передавал Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза. С этого момента АИ-92 достиг отметки в 54,8 тысяч рублей за тонну, АИ-95 — 58,4 рублей за тонну. В течение осени сохраняется вероятность снижения топливных цен.
Подписаться на рассылку
Чтобы не пропускать свежие новости из мира нефтегазовой отрасли, подпишитесь на рассылку от информационного портала «НефтьРегион»
Информация опубликована 18.10.2021 г.