Ошибка на сайте

Разместиться
на портале
Регистрация/Вход / РегистрацияВход info@neftregion.ru

«Падали, но поднимались»: что происходило с топливным рынком в 2020 году

В связи с самоизоляцией топливный рынок прошёл полноценную закалку. Закрывались все общественные места, люди не покидали пределы квартир, а использование топлива осталось в прошлом на долгие месяцы.

Топливный рынок прошёл и огонь, и воду, и медные трубы: от демпфера и запрета импорта до растущего спроса после окончания профилактических мер. И, в отличие от множества других отраслей экономики, именно рынок топлива быстро пришёл в норму и продолжает работать. Подробнее о топливном рынке России 2020 года рассказало бюро «Интерфакс».

 

Как всё начиналось

В начале апреля опустела Москва. После введения самоизоляционного режима первый сокрушительный удар приняли на себя АЗС: спрос снизился на 20-30% и продолжал падать. В Европе дела обстояли ещё более пугающе: в Бельгии потребление светлых нефтепродуктов упало на 70%. Позже ведомства России сообщили о снижении спроса на дизельное топливо — целых 30%, на бензин — 40-50%. Потребление авиакеросина упало до критических 50-60%.

Упали цены на нефтепродукты. Снижение цен на российских заправках — явление, которое можно увидеть не часто: обычно оно вызвано или кризисом, или значительным падением цен на нефть. И в начале 2020 года оба эти обстоятельства совпали, продолжаясь до мая.

Производство топлива снизилось, корзина нефтепродуктов перераспределилась. Возможности хотя бы приблизительно спрогнозировать развитие событий не было, что привело к неприятным последствиям: с окончанием самоизоляции водители вернулись в автомобильные поездки, топливо понадобилось, а производства стояло на минимальных объёмах ещё две-три недели. ФАС и Минэнерго отреагировали на ситуацию просьбой к игрокам топливного рынка: попросили переждать и не создавать панику, чтобы не разогнать рост оптовых цен на нефтепродукты.

Однако, для этого было уже поздно: в середине апреля биржевые цены поползли вверх и беспрерывно двигались в этом направлении полтора месяца. В результате цена АИ-95 увеличилась на 53%, АИ-92 — почти на 30%, дизельное топливо — немногим меньше. Стоимость АИ095 на СПбМТСБ (Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже) достигло исторического максимума, побив рекорды 2018 года.

 

 Вопрос не «кто виноват», вопрос — «что делать»

Топливные компании и власти находились в режиме постоянного обсуждения вопроса «Что делать?». Пробовали локальные выходы: перенос плановых ремонтов на более поздний срок, увеличение производства АИ-95. Проносились и нетривиальные решения, остающиеся спорными до сих пор.

Так, Минэнерго и ФАС на время снизили нормативы биржевых продаж нефтепродуктов. Данная инициатива позволяла нефтяным компаниям не оказаться в позиции нарушителей, если она, на фоне падения спроса, продавала бы объёмы ниже нормы. Параллельно с этим российское правительство впервые в истории ввело запрет на импорт нефтепродуктов в целях поддержки отечественных производителей. Из-за снижения спроса в мире рынок России стал премиальным, что создало угрозу потока импортного топлива в Россию.

Премиальность рынка образовалась в связи с особенностью российского налогооблажения — того самого акциза с демпфером. До него российские власти, выплачивая обратный акциз на демпфер и нефть, мотивировали нефтяные компании поставлять произведённое топливо на топливный рынок России. А когда цены на нефть сильно упали, российские производители были вынуждены сами платить в федеральный бюджет. И суммы, которые они перечисляли, росли от месяца к месяцу.

В кризисной ситуации бюджету страны были необходимы деньги, а выплаты по демпферу на нефтепродукты оказались очень кстати. «Идея с демпфером себя оправдала. Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ. Но сейчас ситуация обратная. Всё по-честному. во времена высоких нефтяных цен всё равно надо было думать о будущем, готовиться к разным временам. Нефтяники не обращаются с предложениями пересмотреть демпфер», — сообщал министр финансов Антон Силуанов.

Демпфер выполнил своё предназначение достойно: он удержал оптовые цены на моторное топливо от обрушения и наполнял государственную казну с января по ноябрь доходом порядка 350 млрд. рублей, отмечает отраслевой аналитик Виктор Костюков. однако, есть и опасность: демпфер способен навсегда закрепить фактор непрерывного подталкивания оптовых цен вверх. «Этим фактором является индикативная цена, которая, согласно Налоговому кодексу, будет прирастать из года в год с темпами 5%. Было бы логичным, если с такими же темпами будут прирастать и нефтяные цены. однако здесь прогнозы более скромные. Следовательно, вопрос о корректировке констант демпфера на понижение остаётся актуальным», — сообщает аналитик.

 

Могло ли быть хуже?

Евгений Аркуша, глава Российского топливного союза, объединяющего розничных трейдеров, говорит, что независимые АЗС в кризис оперативно реагировали напроисходящее, сократили операционные затраты, оптимизировали персонал. «Розничные операторы адаптировались быстрее, чем, скажем, регуляторы, реакцию которых с нескольких сложных случаях приходилось терпеливо ждать», — говорит он.

В стране сохранены все перерабатывающие мощности, что стало ключевым показателем в секторе переработки. Именно они могут быть задействованы в случае роста спроса, считает главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. «В этом российская ситуация отличается в положительную сторону от зарубежных стран — в Западной Европе и США многие НПЗ не пережили кризис и были закрыты», — сообщает он.

Управляющий партнёр компании ООО «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко (сама компания входит в число крупнейших топливных трейдеров РФ) отмечает убыточность нефтепереработки в России и обращает внимание на предстоящий рост налоговой нагрузки. «В таких условиях регуляторам остаётся контролировать ситуацию почти в ежедневном режиме и воздействовать на отрасль постоянно. Регуляторам сейчас очень нужно научиться оперативно работать в условиях удалёнки, а участникам рынка — важно быть гибким, адаптивным и цифровым», — передаёт Максим Дьяченко. В числе перспектив развития эксперт называет развитие срочного рынка нефтепродуктов, который, по его мнение, может вырасти в десять раз в ближайшие два года. в числе задач на предстоящий 2021 год Дьяченко называет корректировку демпфера.

 

Прививка для отрасли

одним из отраслевых открытий 2020 года стал срочный рынок нефтепродуктов. То, как покупки топлива посредством фьючерсов позволяют хеджировать риски, стало окончательно ясно именно в кризис. В отраслевом рынке сформировался вывод, что контракты на срочном рынке могут стать своего рода прививкой от колебаний цен на нефтепродукты.

Новыми инструментами стали пользоваться и трейдеры, и брокеры, и «конечники» — частные АЗС. Однако, активный выход независимых сетей на срочный рынок выявил новые проблемы: индивидуальные предприниматели не допускаются к торгам в данном секторе. Тем временем на повестке дня очередная сложная задача — привлечение на срочный рынок крупные нефтяные компании как основных производителей.

Онлайн-продажа товаров позволила приобрести биржевой торговле новое значение в период ограничительных мер. Об этом говорит руководство СПбМТСБ, с гордостью аргументируя цифрами: сейчас уже каждая четвёртая тонна авиакеросина и бензина, а также треть всего дизельного топливо в России продаётся на бирже. По итогам 2020 года СПбМТСБ может увеличить продажи нефтепродуктов на 10% — до 22 млн тонн. Продажи на срочном рынке в денежном эквиваленте выросли в 2,4 раза, а в абсолютных цифрах — на 40%.

Антон Рубцов, директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго, в рамках биржевого форума прокомментировал перспективы срочного рынка: «Вывод первый: поставочные фьючерсы показали рост, то есть рынок заинтересован в них, особенно в период кризиса, когда высокая неопределённость формирует большие риски. второй вывод: на срочном рынке важно подобрать правильные инструменты, в которых будут заинтересованы все участники рынка. Задачи регулирования: попытаться найти приемлемые механизмы, чтобы привлечь крупных производителей к реализации через срочный рынок».

 

Проблемы и задачи

Исполнительный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора (НААНС) Тамара Сафонова упомянула ряд задач, которые необходимо будет осуществить в новом году. Кроме уже упомянутых демпфера и срочного рынка в список вошли гибкая акцизная политика на нефтепродукты как механизм регулирования розничных цен на моторное топливо, сохранение таможенной пошлины на нефтепродукты и нефть для отечественных предприятий, субсидирование конечного потребителя АЗС, который должен стать выгодоприобретателем при изменениях конъюнктуры рынка моторных топлив.

Глава РТС Евгений Аркуша предположил, что текущий кризисный год обнажил многолетнюю проблему отрасли — дисбаланс спроса и предложения. Именно этот дисбаланс. возникающий в кризисные моменты, и приводит к скачкообразным и необоснованным изменениям стоимости топлива. По мнению специалиста, существует ряд задач, решение которых позволит устранить проблему. И в первую очередь это пересмотр критериев демпферующего механизма.

«Необходима также разработка механизма оптимального планирования распределения нефтепродуктов между внутренним и внешним рынком. Вот сейчас экспорт становится премиальным. В результате на экспорт уходит нафта, а на внутреннем рынке снижение производства, отгрузок, остатков. это может вновь привести к проблемам на топливном рынке РФ. Конечно же, нужно довести до конца идею повышения нормативов биржевых продаж на бирже 11% от производства бензина, 7.5% — дизтоплива. тема равномерности-регулярности биржевых торгов продолжает оставаться актуальной», — комментирует Евгений Аркуша.

И добавляет: «Очень важный вопрос — вновь разрешить продажу алкоголя на АЗС. Он обсуждается почти 10 лет, и сейчас, в кризис — самое время его решить. ведь все понимают, что магазин при АЗС — это обычный магазин. Вопрос алкоголизации здесь абсолютно надуманный. Как и связанный с ним искусственный запрет на ночное обслуживание АЗС. одно дело — ночные бары, дискотеки, клубы, а другое дело — АЗС ночью. Между тем, запрет продажи еды на заправке ночью приводит к снижению на 10-15% эффективности торговли сопутствующими товарами».

Высокую банковскую комиссию за эквайринг (вследствие чего многие точки обслуживания отказываются принимать банковские карты) и проблемы частных АЗС с кредитованием глава РТС тоже рассматривает как одни из самых значимых проблем.

 

Важность «цифры»

Исполнительный директор «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора» Сафонова снижение объёмов добычи российской нефти по итогам 2020 года оценивает как 8-9% от уровня 2019 года, экспорта нефти — на 12%, нефтепереработки — на 5%. Однако, во второй половине этого года крупнейшие нефтяные компании России — «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» и «Газпром нефть» — восстановили продажи топлива на АЗС до докризисного уровня.

Александр Крылов, директор по региональным продажам «Газпром нефти» вспоминает, что в первом и втором кварталах в отдельные месяцы падение спроса доходило до 30%, а в третьем квартале произошёл неожиданный рост: реализация топлива на сети АЗС «Газпром нефть» по объёму превысила такой же период 2019 года на 4%. Александр Крылов добавляет: «Согласно внутренней аналитике мы для себя прогнозируем, что розничный рынок РФ за 2020 год покажет снижение около 6%. отмечу, что ситуация во второй половине года стабилизировалась и сейчас мы корректируем планы на 2021 год с учётом полученного опыта».

По мнению эксперта, компании, которые были ориентированы на спотовые перевозки, где нет долгосрочных контрактов с крупными системообразующими грузоотправителями, в 2020 году оказались в самом сложном положении. Однако большинство крупных игроков рынка отреагировали на изменения своевременно. Наименее пострадали компании с высокой операционной эффективностью, которые сумели быстро адаптироваться к новым условиям за счёт цифровизации и гибкости бизнес-модели.

«Это была хорошая проверка на стрессоустойчивость, которая показала, что даже на таком консервативном рынке будущее за технологиями, «цифрой» и партнёрствами. автоматизация планирования поставок, использующая технологии искусственного интеллекта, помогла очень быстро реагировать на изменения спроса», — сообщил Крылов.

С одной стороны, рынок нефтепродуктов — важнейшая часть нефтегазовой отрасли, и она переживает трудные времена. С другой стороны, люди продолжают перемещаться по городам, заправляя автомобили топливом. а значит, спрос будет. Неизвестно одно: насколько глубоко он может упасть в случае очередного кризиса и как быстро способен восстановиться. Но рынок топлива тренированный, а новые вывозы только закаляют его игроков.

Информация опубликована 22.12.2020 г.

×

Хотите получать уведомления
об изменении цен на топливо?

Тогда подпишитесь на рассылку уведомлений, выберите интересующие регионы и получайте письма в момент изменения цен!

Подписаться Спасибо, но не сегодня
Для корректной работы портала и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с порталом, Вы разрешаете использование cookie - файлов. Вы всегда можете отключить их в настройках Вашего браузера. ОК! ПОНЯТНО!