Водородная химчистка: как из черной нефти получают прозрачное дизельное топливо
Опытные водители знают, что качественное дизельное топливо должно быть прозрачным, от светло-желтого до почти бесцветного. Сравнивая его с дизельной фракцией нефти, сложно представить, что это одно и то же вещество. Секрет кроется в процессе очистки.
Водородные процедуры
Гидроочистка – это химический процесс переработки нефти, известный как метод облагораживания дизельного топлива. Благодаря этому процессу на нефтеперерабатывающих заводах получают премиальные сорта топлива экологического стандарта пятого класса с ультранизким содержанием серы. В соответствии с современными стандартами, каждая тонна дизельного топлива должна содержать не более 10 граммов серы.
Сера в выхлопных газах считается основным источником кислотных дождей. При сгорании топлива с высоким содержанием серы образуется сероводород, который вреден для атмосферы. Поэтому существуют строгие экологические требования к топливу в отношении содержания серы.
Приставка «гидро» в названии процесса указывает на участие водорода. Под воздействием температуры 350-420 градусов и давления 40-80 атмосфер водород связывает серу, содержащуюся в нефти, образуя сероводород. Этот сероводород улавливается и перерабатывается для получения серной кислоты и комовой серы. Одновременно происходит деазотирование, что снижает содержание азота. В результате топливо становится более стабильным: при его сгорании в двигателе минимизируется образование смолистых веществ, что уменьшает риск появления отложений и нагара.
Катализаторы вместо мыла
На каждом современном нефтеперерабатывающем заводе присутствует установка для гидроочистки прямогонных фракций, таких как бензин, керосин, дизельное топливо и вакуумный газойль. В зависимости от цели процесса и состава фракции, схемы этих установок могут немного различаться.
Например, для улучшения качества бензинов с высоким содержанием непредельных углеводородов используют гидроочистку при мягких температурных режимах, в диапазоне 250–325 градусов.
При переработке тяжелых нефтяных фракций с высоким содержанием серы обязательно применяют каталитическую гидроочистку. Катализаторами в этом процессе служат гранулы оксида алюминия, пропитанные активными растворами солей гидрирующих металлов, таких как молибден, никель или кобальт. Чем эффективнее катализатор, тем чище будет топливо во всех отношениях.
Информация опубликована: 27.06.2024 г.
Популярные разделы |
Популярные статьи |
|