Бензин: 2 мифа и два хороших совета для автолюбителей
Допустимо ли использование разноцветного бензина? Что будет, если смешать бензины с разным октановым числом? А если при смешивании они расслоились? На эти и другие вопросы отвечает интернет-портал «За рулём».
Миф №1. Бензин бывает только жёлтого цвета
Бензин с АЗС может иметь любой цвет, кроме голубого и зелёного. При этом цвет топлива никак не связан с его октановым числом. Согласно требованиям ГОСТ, п 4.4, бензины могут содержать красители любых цветов, кроме зелёного и голубого, поэтому производители имеют право окрашивать его в любой цвет.
Однако, так было не всегда. В конце 20-го века бензин АИ-72 был бесцветным, А-76 — зелёным, а с 1979 года — жёлтым. АИ-93 был и синим, и оранжево-красным, а вот АИ-98 к 1979 году сменил жёлтый цвет на синий.
В настоящее время требования к бензину регулируются Техническим регламентом Таможенного союза «А требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». Также на бензин действует несколько ГОСТов, однако большинство производителей руководствуются собственными техническими условиями — таких документов на данный момент существует более сотни. Все ТУ обязаны соответствовать Техническому регламенту, а он цвет топлива не нормирует.
Миф №2. О смешивании бензина и его расслоении
В последние годы в Интернете появилось множество страшилок о том, что при смешивании АИ-92 и АИ-98 между бензинами образуется четкая граница. АИ-98 всплывает вверх, а АИ-92 «тонет». Такой показатель трактуют как опасность: дескать, и автомобиль будет ехать то быстрее, то медленнее. На деле требования к плотности бензинов едины: плотность должна находиться в диапазоне 725-780 км/м3 при 15С. Ни одно товарное топливо не выходит за эти пределы.
Все бензины состоят из нескольких сотен углеводородных соединений, однако взаимосвязь их процентного содержания с антидетонационной стойкостью действующими нормами не оговаривается. Плотность бензина с высоким октановым числом может быть немного выше, чем плотность низкооктанового бензина, но обе величины — одного порядка. Поэтому никакого расслоения в смеси, тем более, в условиях перманентной вибрации, не будет.
Совет№1. Так стоит ли смешивать разнооктановые бензины в топливном баке?
Сейчас В России производятся и АИ-98, и АИ-100. Автовладельцам, чьи авто рассчитаны на бензин с ОЧ, равным 95, не имеет смысла заливать дорогостоящий «сотый». Это стоит сделать только в случае, если в дороге Вам залили некачественный бензин с заниженным ОЧ — тогда АИ-100 поможет сгладить ситуацию, выступив как октан-корректор.
Совет №2. Применимо ли понятие сезонности к бензинам?
Имеют ли бензины, подобно дизельным топливам, сезонность использования? Действующий стандарт ГОСТ предусматривает производство 10 различных классов бензинов по испаряемости. Четыре класса относятся к межсезонным, два — к летним и ещё четыре — к зимним. Всё дело в пусковых свойствах бензинов при низких температурах. В зимний период давление насыщенных паров должно быть выше, чем в летний. Фракционный состав тоже имеет отличия.
Если использовать летний бензин в зимнее время, мотор может не запуститься. А использование зимнего топлива летом чревато паровыми пробками. Однако, сроки применения тех или иных классов бензинов носят лишь рекомендательный характер.
Информация опубликована 21.12.2020 г.



